Венчание сегодня и вчера

ВенчаниеВенчание -церемония заключения брака в Православной Церкви, совмещавшаяся с юридической регистрацией в метрических книжках, один из кульминационных обрядов женитьбы.
Ритуал венчания проводился в храме священником. Он состоял из обручения, во время которого жених и жена должны были дать согласие на брак и поменяться кольцами, и фактически венчания, т. е. возложения на головы жениха и жены супружеских венцов, что осмыслялось как наложение Славы Божьей. В ритуал венчания входило чтение отдельных мест из Евангелия и Апостола, молитв, испрашивание Божьего благословения на брачующихся, наставление священника. В христианской традиции венчание числилось таинством и рассматривалось как соединение мужчины и дамы в нерасторжимый Божественный альянс, продолжавшийся и после погибели. В деревнях числилось, что идти под венец-это идти «на Божий трибунал, на ужасный час». В древней свадебной песне, исполнявшейся на девичнике, говорится:

 

Венчание

 

Лей-полей, Волга-река,
Волга-река, во круты берега!
Побереги, родной батюшко,
Ты свою Федосью-душу!
Сейчас у Федосьи-души да девичь вечер,
Завтра у Петровны поведенный денек:
Поведут Федосью-душу ко суду Божью,
Ко суду Божью, ко злату венцу,
Жутко стоять, жутко стоять у суда Божья!
От суда, от суда Божия — к чужому батюшку,
Ко чужому батюшку, ко неродному.
У суда Божья голова болит,
Под златым венцом ноги ломятся!

Ритуал венчания соединял воединыжды вокруг себя целый ряд ритуально-магических действий, обеспечивавших защиту от злых сил, счастливый, крепкий брак, здоровое потомство, хозяйственное благополучие, долголетие.

 

Венчание

Верили, что жених и жена в особенности уязвимы в этот ответственный момент жизни. По обширно всераспространенному в деревнях представлению, чародеи могут перевоплотить их в волков, в камень, вынудить разлюбить друг дружку, бросить бесплодными в браке. Для предохранения от этого свадебному поезду воспрещалось останавливаться по дороге в храм, поезжане не должны были оглядываться вспять. Защитой от нечистой силы числился и гул колоколов, раздававшийся при подъезде свадебного поезда к церкви. С целью идола в одежку жены, пореже жениха, втыкали иголки, булавки, прикалывали куски рыболовной сети, насыпали льняное семя, просо, клали в кармашек чеснок, луковку, переписанный апокриф «Сон Богородицы» и т. д. Многие деяния, проводившиеся перед венчанием и во время него, были ориентированы на достижение согласия, счастливой жизни вступающих в брак юных людей.

Венчание

Так, жена и жених, заинтригованные в хорошем супружеском согласии, по обычаю, должны были во время венчания сразу встать на подножник, расстеленный около аналоя, сразу креститься, сразу задувать венчальные свечки.

Верили, что обеспечить будущую согласную жизнь новобрачных можно при помощи воска с венчальных свеч, прикрепленного к божнице, также при помощи съеденного юными в супружескую ночь «обвенчанного» кусочка хлеба, т. е. хлеба, который жена во время венчания держала под грудью.

Некие обрядовые деяния должны были предохранить юных от измены. Так, воспрещалось кому-либо стоять либо даже проходить меж женихом и женой. Верили, что конкретно во время венчания можно обеспечить здоровье юным. Для этого нужно как раз когда священник обводит брачующихся вокруг аналоя, тихонько произнести: «Хвори, боли, не привенчайтесь, а доброе здоровье привенчайся»; при словах «раба Божия венчается» было надо сказать: «А у меня болезнь кончается».

 

Венчание

 

Будущее хозяйственное благополучие старались обеспечить тогда, когда жених и жена подходили к церкви: расстилали перед ними белоснежную новейшую ткань, кидали под ноги средства, осыпали зерном, — также во время венчания, когда жена прятала за пазухой хлеб, насыпала в обувь соль, жито, «чтоб всегда их было вволю», прикрепляла к одежке клочок шерсти, «чтоб овцы отлично плодились». Числилось, что предметы, находившиеся у жениха и жены во время венчания, владеют особенной волшебной силой. Так, воск венчальных свеч и вода, слитая с благословенной иконы, использовались для исцеления малышей. Венчальная рубашка типо снимала боль, помогала даме при родах. В неких деревнях владелец дома надевал на себя венчальную рубашку в 1-ый денек сева, чтоб собрать осенью неплохой сбор. Обручальное кольцо использовалось при гаданиях на святках. После венчания новобрачные в северных губерниях Европейской Рф, также в почти всех деревнях Сибири и Алтая ехали в родительский дом на свадебный пир (см. Княжий стол). Там же по окончании пира проходила и их супружеская ночь. В южнорусских деревнях после венчания каждый ворачивался в собственный дом, но вечерком жених приезжал к жене, где и проходила их 1-ая супружеская ночь, а свадебный пир начинался после сообщения о том, что юные стали супругом и супругой.

Юные люди, жившие невенчанными, не числились супругом и супругой, а их малыши признавались незаконнорожденными. В то же время, по народным представлениям, самого венчания было недостаточно, чтоб признать брак состоявшимся. Реальным он становился только в этом случае, если был оформлен согласно традиции, с выполнением установленных обрядовых действий.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>