Сватовство и сговор перед Осетинской свадьбой

невеста осетияВ Осетии предсвадебная подготовка начинается со сватовства, которому предшествует знакомство молодых людей и их договоренность между собой и с семьей. Если парень готов взять на себя семейные заботы, а любимая удовлетворяет всем пожеланиям его родителей и согласна принять сватов, последние отправляются в ее дом в заранее обусловленный день. Их должно быть не менее трех. Старшим в этой троице посылают кого-то из уважаемых мужчин из числа соседей или вообще жителей данного населенного пункта. Второй сват — по возможности — брат отца или матери. Третьим приглашают человека, которого хорошо знают и уважают в семье невесты. Это обычно помогает ускорить дело. Так как семья девушки знает о предстоящем сватовстве и его дне, она имеет возможность подготовиться к визиту. И обычно уже по первым минутам встречи можно судить, каков будет исход переговоров. Но при всех условиях сватов обязательно приглашают к столу.

И столь же обязательно после второго тоста старший «делегации» сообщает о цели прихода. Но, даже если семья готова отдать дочь, прямого и немедленного согласия сваты не получают — этикет не позволяет. Поэтому хозяин дома, поблагодарив за честь, сообщает, что предложение, конечно, лестное, но надо посоветоваться с семьей, со старейшинами рода, спросить согласия девушки и т. д., и предлагает встретиться через какое-то время. Обговорив день и час нового визита, сваты откланиваются. Но все понимают, что принципиальное согласие получено. Поэтому, уходя, гости оставляют залог — определенную сумму на угощение следующих визитеров.

свадьба осетинская
Новая встреча называется ФИДЫД или брачное соглашение с родителями невесты (т. е. сговор). В наши дни он может проходить и в доме невесты (что традиционно, и чаще всего именно так и бывает), и в доме жениха. В любом случае гостей ждут, но готовить еду и накрывать стол начинают только после их прихода, так как гости должны — пусть и со стороны — видеть весь процесс. Даже жертвенное животное режут при них. А чтобы фи-дауджита (доверенные жениха) не скучали, им предлагают легкие закуски, фрукты, вино. Может даже прозвучать пара тостов, но самых традиционных.

вино на свадьбу
Собственно фидыд происходит за столом, накрытым по обычаю. Угощение каждая семья выставляет, разумеется, разное, но пироги олибах и голова и шея жертвенного животного — должны быть в любом случае. Олибах — это ритуальный пирог, обязательное угощение и на сговоре, и на свадьбе. Готовят его из 500-600 граммов дрожжевого несдобного теста, раскатанного тонким пластом. На него кладут 200-300 граммов коровьего сыра, края пласта соединяют и снова раскатывают лепешку. Пекут олибах в духовке на малом огне 15-20 минут до румяной корочки и горячим смазывают налха (сливочным маслом). Таких пирогов должно быть три. Их складывают стопкой и так подают на стол.

олибах осетинский
Когда приготовления окончены, прибывших приглашают к трапезе. Стол возглавляют фидауджита: в центре — первый Старший (что из уважаемых соседей), справа от него — второй Старший (от семьи невесты), слева — третий Старший (дядя или другой родственник жениха). Когда все расселись, первый Старший встает и предлагает обсудить дело, собравшее их «за этот стол».

Не притрагиваясь к еде, согласовывают калым, приданое, в состав которого обязательно входит свадебный наряд невесты (пожалуй, самый сложный и дорогой на Кавказе и в Закавказье), день свадьбы, число тех, кто приедет за невестой, договариваются, кто и когда привезет жертвенное животное и т. д. И только когда все вопросы решены, начинается застолье.

платье невесты осетия
Руководит действиями за столом — первый Старший. Он предлагает тост за Стыр Хуыцад (Большого Бога), «поручает» молодых и роднящиеся семьи Мады Маирам (Деве Марии), Уастырджи и другим святым. Его слушают и пьют стоя. Затем Первый передает один олибах и базыг (плечевая кость жертвенного животного) младшему за столом, а второй и третий Старшие поддерживают тост. Следующее слово предоставляется самому старшему (по возрасту) из гостей, сопровождающих делегацию жениха. Он произносит тост за здоровье всех жителей села, соседей, благодарит хозяина дома и желает, чтобы обе семьи были довольны новым родством, а счастье молодых озарило не только родных и близких, но и всю Осетию.

Большинство осетин исповедует православие, пришедшее в VI—VII вв. из Византии, Грузии и России. Очень небольшая часть является приверженцами ислама. Но независимо от нынешнего вероисповедания все чтят целый ряд языческих верований и обрядов.

Третий Старший отрезает ухо жертвенного животного, трижды надсекает его и передает старшему из гостей. Тот благословляет младших гостей и передает им ухо вместе с бокалом — это традиционный ритуал пожелания молодым найти свое счастье и создать счастливую семью.

Фидыд завершается обращением старшего гостя к Касары Уастырджи (божество — покровитель порога) с просьбой взять под свою защиту всю Осетию, роднящиеся семьи и жениха с невестой.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>