Свадебный сговор дело серьёзное

заплетать, пригласить, рукобитье, договор, СговорСговор (рукобитье) — символический акт, закреплявший решение о проведении женитьбы и заключении брака. Он проходил в доме жены через некоторое количество дней после сватовства. На сговоре присутствовали предки просватанных девицы и парня, также их наиблежайшие родственники. Ритуал начинался с переговоров о деньке венчания, принималось окончательное решение о размерах приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру. Переговоры заканчивались ритуальным рукобитьем, при котором отцы просватанных малышей пожимали друг дружке руки. Отцы становились друг против друга, с размаху лупили по рукам, обернутым платками, полой кафтана либо маленьким кусочком овчины, потом прочно пожимали руки, говоря: «Дай Бог святой час», «Дай Бог в час хороший да святой» либо «Наш отпрыск был бы меж нами общим отпрыском, а ваша дочь была бы общей дочерью и нашей послушною слугою». Пожимание рук в российском быту с давнешних времен означало заключение взаимовыгодного соглашения, контракта.

Оно обычно узаконивало сделку, присваивало ей нрав правового акта. В неких областях Рф рукобитье проводилось над столом, где лежал каравай хлеба, который потом разламывали на две равные половины. Хлеб — предмет священный для российского народа — употреблялся для того, чтоб сделать контракт более крепким.
После рукобитья отцов мама девицы подводила ее к жениху и гласила ему: «Вот для тебя суженая-ряженая, прошу обожать да жаловать». Юноша и женщина брались за руки, скрепляя тем решение отцов своим согласием. Не считая того, рукопожатие в этом случае служило знаком симпатии, сексапильного влечения и было равносильно клятве в любви. Потом все присутствовавшие начинали молиться перед иконами с зажженной лампадой. Молитве придавалось очень огромное значение: «Богу помолились, означает, дело сватовства закончено».

В неких деревнях Северной и Средней Рф был всераспространен обычай, по которому жених после сговора сжигал кудель на прялке жены в символ того, что сейчас будет «его воля». Достигнутое меж родственниками согласие заканчивалось пиром, на котором просватанные юные люди не присутствовали. Во время сговора начинались причитания жены, соответствующие для довенчального шага свадебного обряда и сопровождаемые пением женщин, специально приглашенных по этому случаю в дом. Жена сетовала на свою судьбу и родителей, заставляющих ее попрощаться с «девичей волей вольною» и родным домом: Бог арбитр для тебя, кормилец батюшка, И кручинной моей матушке, Что вы пригадали, что выдумали Меня отдавать-то да запросватывать, Меня в эту зимоньку-то студеную; Видно, не неважно какая я была работница, Не бела была платомойница; Не верна, видно, слуга верная; Мине как-то уж не хотелося В эту-то вечериночку Разлучаться-то, красноватой девушке, Со всей волюшкой-то вольною,Со девичьей волей гульливою, Со беседушкой смиренною, Со гульбой-игрой веселою И со миленьким подруженькам. После сговора отказ от вступления в брак числился неосуществимым и рассматривался как ужасный грех, за который человек должен будет рассчитываться всю жизнь. По крестьянскому обычаю, виноватый в нарушении свадебного соглашения был должен оплатить все расходы на женитьбу и заплатить за бесчестье обманутой стороне. Сговор присваивал новый статус просватанным юным людям. Женщина с этого момента называлась сговоренкой, женой, а юноша — женихом. Новенькому статусу соответствовало и новое поведение, новый внешний вид юных людей. Жена должна была после сговора «кручиниться», «убиваться», т. е. оплакивать свое девичество.

 

заплетать, пригласить, рукобитье, договор, Сговор

 

Она имела право носить только «грустную» одежку, не должна была заплетать косу и расчесывать волосы. Ее голова всегда была покрыта надвинутым на лицо платком. Жена практически переставала гласить, объясняясь только жестами и причитаниями, она передвигалась по дому при помощи подруг, я державших ее под руки. Жена не должна была выходить за границы дома-двора, посещать молодежные вечеринки и гулянья. Она могла покинуть дом только потом, чтоб пригласить на свадебный пир родственников, также чтоб попрощаться с «белоснежным светом» — соседями, деревней. Жена повсевременно находилась в окружении подруг, которые часто и ночевали совместно с ней.

Ее на сто процентов отстраняли от всех хозяйственных дел. Жена должна была готовить с подругами дары, дошивать приданое, настраивала себя на будущую замужнюю жизнь. В некото-‘ рых местностях Рф жена каждый вечер в течение недели до венчания выходила в сени и, сидя около открытой двери, вела грустные причеты. Она обращалась в их к родителям, одно сельчанам с жалобами на свое несчастье — утрату «свободной волюшки», размышляла о том, как она будет жить в доме супруга. Числилось, что чем больше жена рыдает, тем легче ей будет жить с супругом.

На такие «плаканки» время от времени собиралось все женское население деревни.
Поведение жениха после сговора было несколько другим. Он гулял со собственной «дружиной» по деревне и примыкающим деревням, прощаясь с «молодечеством», раз в день возникал в доме жены, одаривая ее подруг гостинцами: конфетами и пряниками.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>