Свадьба Черкессов — традиции и обряды

невеста на черкесской свадьбеЧеркесские свадебные традиции соблюдаются очень строго. Не то что дальние родственники, однофамильцы (ни по отцовской, ни по материнской линии) не имеют права создавать семью. Даже потомкам молочных родственников запрещено вступать в брак. Как и все кавказские народы, черкесы платили за невесту калым. И немалый. Этим объясняется тот факт, что у них почти не было мезальянсов. Крестьянину или ремесленнику было не под силу выплатить такой калым, который соответствовал бы дворянскому или княжескому званию невесты. Ибо надо было отдать несколько голов крупного рогатого скота, лошадей, немалые деньги, да еще сверх того подарить отцу невесты лошадь или пару быков, и лошадь эфенди, оформившему черкесскую свадьбу. Столь дорогая женитьба — причина живучести левирата, т. е. обычая, по которому вдова обязана выйти замуж за брата покойного мужа. Тот же калым сохраняет и сорорат, обязывая вдовца жениться на сестре умершей жены. Получив калым, семья снабжала дочь приданым, которое по стоимости составляло половину калыма. Приданое состоятельной невесты — в основном движимость — почти равнялось ему.

Жениться можно было тремя способами: сосватать невесту; тайно увезти, с ее согласия и вопреки воле родителей; украсть девушку, не спрашивая ее желания. Схема черкесской свадьбы по сватовству и сговору напоминает обычаи карачаевской. Невесту перед свадьбой увозили в промежуточный дом — обычно дом друга или родственника жениха, где последний навещал суженую, но обязательно в сопровождении товарища, у которого жил с момента увоза девушки из родительского дома и до момента перевоза ее в свой. Сроки здесь были разные и определялись готовностью к свадьбе и приему невесты. Ей выделялась отдельная комната (ее называли — лэгъунэ), где, кроме девушек, никто не имел права находиться. И не только в период свадьбы. Это вообще была священная часть черкесского дома. Около нее не разрешалось громко разговаривать, вблизи нее запрещалось находиться посторонним, даже чужих кошек и собак отгоняли. Заходить в лэгъунэ имели право только дети и младшие члены семьи молодожена. Бывало даже, что родители новобрачного до самой смерти так ни разу и не переступали порога лэгъунэ.

невеста черкешенка

Что касается положения молодой в семье мужа, то оно было окутано многочисленными запретами и условностями. Она не имела права быть рядом с мужем в общественных местах, в присутствии старших членов семьи мужа брать на руки и ласкать своих детей, разговаривать со свекрами, даже обращаться к ним по имени. Целый год после свадьбы ей нельзя было показываться на улице. Словом, молодая черкешенка в семье мужа — бесправное существо. Некоторый вес она приобретала, родив детей, особенно мальчиков. Но в то же время отношение к женщине в черкесской семье не лишено почтительности и даже некоторого рыцарства. Обычаи (или адаты) не ПОЗВОЛЯЛИ оскорблять женщину, бить ее. Даже грубый разговор в присутствии женщины, взаимные оскорбления, драки, дуэли были немыслимы. Более того, при женщине не полагалось погонять лошадей и быков плетью. Поэтому при переездах их сажали так, чтобы они не видели, как мужчины делают это.

черкесские женщины

А что касается черкесской свадьбы, то она продолжалась иногда несколько недель и включала в себя различные состязания, песни, танцы, игры. Но столы для мужчин и женщин накрывали в разных помещениях. А невесте даже к женскому столу ход был закрыт. Еду ей приносили в ее комнату, мужа она не видела. Правда, его все равно дома не было. До окончания свадьбы он жил у товарища. Правило это соблюдается до сих пор, особенно в сельской местности.

обычаи черкессов

На второй свадебный день невесту вводят в «большой дом», т. е. в комнату родителей. Ее ведут под руки две родственницы, прикрыв голову и лицо шарфом. У порога комнаты «гостей» встречает одна из женщин семьи. Приподняв шарф с лица невесты, она мажет ей губы смесью меда со сливочным маслом (символ благополучия и сладкой жизни в новой семье). Познакомившись с новой снохой, женщины садятся за стол. Старшая произносит речь, желая молодым здоровья и взаимопонимания. Невеста выслушивает эту речь стоя. За стол ее не сажают. Но этот ритуал позволяет новенькой в дальнейшем свободно посещать «большой дом» и участвовать в хозяйственной жизни семьи.

Сервировка свадебного стола это искусство

В заключение свадьбы родителям невесты отправляют свадебные блюда. Это означает, что их дочь принята очагом ее нового дома. А через 3-4 месяца (а прежде только через 7-8) новобрачная отправляется к родителям и остается у них на две недели. При этом она привозит всем родственникам подарки от своей новой семьи. А так как любая черкесская семья — это целый клан, расходы на подарки немалые. Особенно, если учесть, что дарят одежду — костюмы, платья, сорочки и ювелирные изделия. Новобрачную в этой поездке сопровождает свита из 15-20-ти человек. В нее входит и муж, а иногда и свекры. И тогда в доме снохи происходит обряд знакомства с зятем. Процедуру знакомства предваряет угощение. Только накормив гостей, зятя ведут в комнату тестей. С этого момента он получает право посещать дом жены. Возвращаясь к мужу, молодая увозит из родительского дома не только подарки новой родне, но и свое приданое.

обручально кольцо

И еще одна особенность черкесской свадьбы. Музыки, танцев на ней всегда много. Но опять-таки, поют и танцуют в основном мужчины. Замужние женщины стоят в сторонке. К веселью допускаются лишь женщины — родственницы родителей жениха. Веселье обслуживают музыканты, владеющие игрой на народных инструментах. В большинстве это струнные, щипковые и духовые. Но со второй половины XIX века черкесы используют и русскую гармонь. Труд музыкантов оплачивает пригласившая их семья. Кроме этой платы они получают деньги за исполнение национальных танцев, когда происходит выкуп танцующих из круга. Так как свадьба продолжается не один день, музыкантам приходится работать очень много, и такая дополнительная плата вполне оправданна.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>