Предсвадебный период у Осетин — Сусагцыд

осетинская свадьбаПосле первой встречи молодых людей с родителями во время сватовства — Фидыд, следующим важным моментом предсвадебного периода является — СУСАГЦЫД. Слово это означает тайный визит, потому что его стараются не афишировать. Совершает его жених за несколько недель до свадьбы и через несколько дней после фидыда. Он приезжает в дом невесты с шафером, дружкой и несколькими друзьями. Их встречают только самые близкие родственники и друзья семьи и подружки невесты. Жених обязательно привозит конфеты и угощает всех женщин в доме. А невеста именно в этот вечер получает от него обручальное кольцо. Для гостей накрывают стол, устраивают танцы. На роль Старшего стола приглашают кого-то из соседей, подходящего гостям по возрасту. Он ведет стол, за которым должны прозвучать три обязательных тоста: за Великого Бога, за Уастырджи, за счастье молодых. После третьего тоста жених с шафером и друзьями идет в хадзар — отдельное строение рядом с домом, в котором размещается очаг. Вокруг него собираются старшие женщины. Они встречают гостей, поднося им нуазан-та — почетные бокалы. Жених получает свой из рук матери или бабушки невесты.
Выпив вино и поблагодарив за теплый прием, гости возвращают бокалы, положив в них деньги (кто сколько считает нужным). Кто-то из молодых женщин раздает принесенные женихом конфеты, а женщины желают новой семье жизни столь же сладкой, как эти конфеты. Жених возвращается в дом, и застолье продолжается.

осетинские обычаи свадьба

Оно может быть достаточно кратким, а может затянуться до глубокой ночи, но правила этикета не позволяют жениху оставаться в доме невесты до утра. Сусагцыд — последняя встреча жениха и невесты перед первой брачной ночью, которая когда-то наступала только в последний день свадьбы, т. е. на третьи или пятые сутки (в зависимости от продолжительности пира) с того дня, когда невесту привезли в дом жениха. Сегодня этот срок значительно сократился.

предсвадебная подготовка
Вечером накануне торжества хозяин дома накрывает стол для всех, от кого зависит порядок во время свадебных действий. Приглашенные, поблагодарив за доверие, тут же обговаривают, кто будет «уырдыглауджыта» (буквально «прямостоящие», т. е. люди, обслуживающие гостей во время пиршества), а кто кабицы хицау (буквально «хозяин кладовой» — распорядитель съестных припасов во время пира). Обычно это близкие друзья из соседей, умеющие быть рачительными и ответственными. Среди них непременно должны быть шафер и его помощник.

Как у любого народа, эти свадебные чины обязательно есть в свите осетинского жениха. Но их права и обязанности выходят за привычные нам рамки этих ролей. Часть их традиционна. Шафер и его помощник отвечают за порядок на свадьбе не только в доме жениха, но и у невесты. От их организаторских способностей и распорядительности зависят правильность и четкость выполнения всех предусмотренных действий. Они следят, чтобы ни один из гостей праздника не был обойден вниманием, чтобы не нарушался состав поезда, едущего за невестой, чтобы никто не опоздал и т. д. Они же тесно контактируют с теми, кому хозяева домов, в которых будут проходить свадебные пиры (так как осетинская свадьба начинается в доме невесты, а продолжается и завершается у жениха), поручают на время праздника свои хозяйства.

Но все эти обязанности в той или иной степени присущи всем шаферам в мире. У осетинских же есть еще одна, какой не наделен ни один их коллега в стране. Осетинский шафер и его помощник в процессе свадебного обряда нарекаются назваными братьями невесты и несут эту миссию через всю жизнь.

свадьба в осетии
Накануне свадебного пира отец жениха приглашает двух-трех человек, которым он доверяет. Они выбирают старшего свадебного поезда и составляют список его участников (чиндзхассаг). Старший должен оповестить всех выбранных и проследить, чтобы все прошло соответственно свадебному этикету.

И еще одна древняя, но очень важная традиция, которой никогда не пренебрегают. Если поблизости живут люди, недавно потерявшие близкого, хозяин дома, в котором состоится торжество, заранее посылает к ним уважаемого человека с сообщением о дне свадьбы и с вопросом — как быть? Ответ обычно один: радость и горе равноправны, не отменяйте из-за нас свадьбу.

Перед выездом членам свадебного поезда накрывают стол. После трапезы и молитвы поезд отправляется за невестой. Среди поезжан обязательно должен быть человек с осетинской гармошкой. Сегодня в состав поезда кроме гармошки включается любой ансамбль. Но гармошка остается как обязательный символ принадлежности участников праздника к осетинской народности.

осетинский танец свадьба
Музыкальный свадебный кортеж подъезжает к дому невесты. Навстречу ему выходят старшие члены семьи; кто помоложе, выносит три пирога олибах и осетинское пиво. Наиболее почитаемым напитком является ячменное пиво. Это — древний напиток осетин, изобретенный нартовской героиней Сатаной. Его готовят обычно к большим семейным и общественным торжествам в огромных медных котлах.

Старший свадебного поезда воздает хвалу Великому Богу, высказывает пожелание о том, чтобы отныне этот дом посещали только уважаемые гости, и благодарит за теплый прием. Старший дома воздает хвалу Богу и гостям и приглашает всех в дом. Начинаются танцы, после которых прибывших усаживают за столы, причем члены свадебного поезда сидят отдельно. Стол ведет старейшина (тамада), у него в руках — базыг2 (плечевая кость). У Старшего свадебного поезда — физонаг (шашлык), он сидит за второго Старшего (по правую руку тамады). Шашлык из трех ребер — у третьего Старшего (по левую руку), который обычно представляет семью или родственников невесты по материнской линии.

На столе, по обычаю, голова и шея жертвенного животного, как правило, бычка (на свадебном столе шея обязательно находится слева от головы), три пирога со свежим коровьим сыром. С чашей с пивом в правой руке и плечевою костью в левой встает тамада и все, сидящие за столом. Тамада произносит молитву за то, чтобы Богородица подарила новой семье свою благодать, чтобы молодые были счастливы, чтобы у них родились семь сыновей и три синеглазых дочки, чтобы сыновья впоследствии прославили Осетию, свой род и т. д. После молитвы шафер берет у первого Старшего чашу с пивом. Второй и третий Старшие так же возносят молитвы.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>