После приезда свадебного кортежа к дому невесты, людей участвующих в свадебном поезде встречают старшие члены семьи. Молоды выносят им осетинское пиво и три пирога олибах. Проведение церемонии полностью возлагается на тамаду и Старшего человека в свадебном поезде. Застолье начинается с молитвы, которую произносит Тамада. После произнесения молитвы с пожеланиями счастливой жизни молодым, у первого Старшего шафер берет чашу с пивом. И прдоставляет возможность вознести молитву Второму и Третьему Старшему. Второй Старший передает шашлык помощнику шафера, а третий Старший — младшему за столом, и все садятся. Тамада произносит первый тост за Великого Бога, второй — за святого Георгия, третий — за здоровье рода и семьи. После этого тосты идут один за другим, как того желает тамада и требует этикет. Обязательно произносится тост за приехавших за невестой.
Старший воздает им хвалу и передает традиционные три почетных бокала. Хозяева стараются всячески угодить гостям. И когда старший из гостей пьет свой бокал, младшие поют:
Ой, ой, долго живите,
Дорогие гости!
Долго живите, ой!
Ой, ой, почтенный Старший,
Выпить надо
За счастье молодых!
Ой, ой, похлопайте в ладоши,
Младшего гостя
Выпить заставит, ой!
Тамада следит, чтобы никто из гостей за столом не был обделен вниманием, но пить насильно никого не заставляют.
Право произнести последнюю в этом застолье молитву предоставляют старшему из гостей. Он желает здоровья хозяевам, соседям и благодарит их. Просит у третьего Старшего шашлык из трех ребер, разрезает его на три части и раскладывает на три тарелки. На них же ставит почетные бокалы и отсылает: первую тарелку — старшим женщинам, первый бокал — тем, кто готовит яства в доме; вторую тарелку —¦ мужчинам-соседям, второй бокал — женщинам-гостьям; третью тарелку несут молодежи, устроившей танцы, третий бокал — младшему за столом.
Застолье завершает тамада. Он встает, держа в руках плечевую кость и чашу с пивом. За ним встают остальные. Это сигнал выводить невесту. К ней в комнату идут ее брат (или другой родственник) и шафер с помощником. Родственник просит Бога благословить сестру, одарить ее любовью и счастьем в новой семье и таким поведением, которое никогда не опорочит родных. И разрешает одеть невесту. Эту работу выполняют две-три молодые соседки, повязывая поверх каждой детали наряда
тесемку, вымоченную в чесноке и жгучем перце. Традиция требует завязывать узелки на этих тесемках настолько туго, чтобы развязывать их надо было зубами. При этом жених непременно обжигал губы и лицо о жгучую смесь, в которой вымачивались тесемки. Это чтобы помнил, как нелегко достается счастье. Но шафер подкупал одеваль-щиц разными способами, прося их пощадить друга и не делать узелки очень тугими. Хорошему шаферу это всегда удавалось.
Но вот невеста одета, ее пора выводить. Однако оде-валыцицы препятствуют этому, требуя с шафера и его помощника выкуп. Начинается игра, которую ведет молодежь: выкрадывают самую молодую незамужнюю гостью из свиты жениха или гармошку, принадлежащую гостям, и требуют выкуп. Игра сопровождается шутками, смехом, песнями.
Готовую к отъезду невесту выводят из дому — шафер (буквально — «держащий за руку») держит ее за правую руку, помощник шафера (дружка, кум) идет слева. Как поется о них в свадебной песне:
На одном плече — солнце сидит,
На другом — луна играет (у невесты). Родные поручают невесту их заботам. Именно в этот момент звучит старинная формула: «Богу угодно, чтобы с сегодняшнего дня эти двое стали твоими братьями, а ты — их сестра», которая и делает шафера с помощником назваными братьями (кухылхдцаг и амдзуарджын) невесты. Родился этот обычай в очень давние времена, когда женщина была совершенно бесправна. И, оказавшись в чужой семье, порою далеко от родных, могла рассчитывать только на названых братьев. Иной раз они оставались ее единственными советчиками и защитниками. В доме жениха к ним по сей день относятся как к родственникам и считаются с ними.
Молодежь, сопровождающая невесту, поет ритуальную песню, посвященную матери:
Ой, ой, нана, та, что вечером стелила,
А утром убирала твою постель,
Покидает тебя!
Вон с высокой горы орел взлетел
И унес цыпленка.
Говорят, то не орел был, а джигит,
Уводящий дочь ненаглядную.
Leave a Reply