Княжий стол, главный праздник невесты

Супружеская ночьКняжий стол (большой стол, венчальный стол, красноватый стол) — главный свадебный пир, проходивший после венчания в доме родителей жениха. В определенном, утвержденном традицией порядке ставились столы, рассаживались гости — приглашенные родственники, располагались зрители — «гляделыцики», подавались пища и напитки, исполнялись песни. Свадебные столы, обычно, ставились повдоль половиц и лавок «глаголем» (буковкой «Г»), и только в неких местностях — поперек половиц. Жениха и жену, именовавшихся на этом пиру «князем юным» и «княгиней юный», сажали на почтенное место — в фронтальный угол избы: «Как у нашего сватушки впереди посиживает знатный гость — князь с княгинею». Гости рассаживались, соблюдая мужские и дамские места, в серьезной последовательности родства: чем поближе родственник, тем поближе он садился к жениху либо жене.

Мужчины, девицы, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, числились зрителями и не приглашались к столу. Рассаживанием гостей, также расположением зрителей занимались дружка, главный сват либо свашки. Свадебные столы непременно накрывали белоснежными скатертями. По обычаю, поначалу на столы раскладывали хлеб и пироги. Хлеб ставили на середину стола, одна буханка на другую, справа и слева от него находились две тарелки с пирогами, на каждой по три пирога. По краю стола напротив определенного каждому гостю места укладывали ломоть ржаного хлеба, а на него продолговатый пирог. Перед юными ставили два круглых хлеба, размещенных один на другом и прикрытых платком.

После того как гости занимали свои места, начинали подавать напитки и пищу. Блюда приносили попеременно, т. е. поначалу подавали одно блюдо, позже 2-ое, третье и т. д., чередуя с напитками. Количество блюд должно было быть четным, потому что с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче.

 

Княжий стол

Угощения различались по методу изготовления: прохладные, жаркие, горячие, варева, похлебки, пирожные и т. п. Набор блюд для свадебного стола в различных местностях Рф был разным. Так, к примеру, во Владимирской губернии на стол поначалу приносили прохладные блюда: окорок, баранью голову, студень, — позже жаркие: похлебку из гусиных потрохов, жареное баранье плечо, поросенка, гуся, кашу, пшенник, сальник, — а потом сладкий пирог либо пряник. В Вятской губернии поначалу ставили рыбные пироги, позже щи, потом мясо, гуся, прохладные блюда — телячью губу, а поближе к концу кисель и пирог. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Столовую утварь, пищу и напитки выносили главные чины женитьбы — дружка, тысяцкий, сваха —’ и некие из поезжан, называвшиеся хлебник, пивник, чашечник, ложечник, наливаш-ник, стольник, погребенщица и т. п. Последним блюдом свадебного пиршества был курник — пирог с куриным мясом — либо свадебный каравай. Свадебный пир проходил обычно в два шага, либо, как гласили фермеры, в два стола. 1-ый стол именовался свадебным, 2-ой — горним. Участниками первого свадебного стола являлись жених с женой, поезжане, предки «князя юного», его женатая и замужняя родня.

Свадебный пир начинался с так именуемого открывания «юный княгини», которая после венца заходила в дом, закрыв платком лицо. Обычно, отец жениха либо тысяцкий, держа в руке горбушку хлеба либо пирог, поднимал ими платок жены, потом брал его в руки и три раза обводил им вокруг голов новобрачных. Присутствовавшие родственники орали: «Хороша юная княгиня, хороша!» Этот ритуал перекликался со смотринами просватанной девицы перед сговором и был нужен как ритуал знакомства родни жениха с новым членом схожего коллектива. Жених и жена, сидевшие за свадебным столом вкупе с другими женатыми мужиками и замужними дамами, не имели права дотрагиваться к еде либо питью. В символ запрета миска перед ними ставилась пустой, ложки связывались красноватой ленточкой либо укладывались ручками к центру стола, а чарки для напитков переворачивались ввысь дном.

Запрет на публичную пищу разъяснялся старыми мифологическими представлениями о том, что жених и жена не могут учавствовать в общей трапезе с женатыми мужиками и дамами, потому что еще пока не относятся к ним. За первым свадебным столом звучали обычно поздравления в адресок юных, пожелания им счастья, богатства. Не считая того, девицы из деревни жениха и молодицы, находившиеся в качестве зрителей в избе, пели им величальные песни:

Молоду князю песенку
С юный княгиней:
Молод князь Иван-сударь,
Беленький Николаевич,
Княгиня свет Марьюшка,
Белоснежная Ивановна.
Бог их свел, Бог их свел
За единый стол,
Бог им повелел, Бог им повелел
Одну соль-хлеб есть,
Бог им повелел, Бог им повелел
Одну речь гласить.

Свадебный стол заканчивался уходом юных в особенное помещение, где им подавали ужин. В неких деревнях молоденькую сразу после ужина «окручивали» (см. Окручивание юный), т. е. надевали на нее дамский головной убор. 2-ой частью свадебного пира был горний стол. На нем присутствовали «князь юный» и «юная княгиня» в женском головном уборе и наряженной одежке. К этому столу приезжали предки и родственники новобрачной, которые 1-ый раз садились за общий стол со собственной новейшей родней. Возвращение юных к общему столу приветствовалось удовлетворенными кликами присутствующих, песнями женщин.

Горний стол подразумевал одаривание женой родственников жениха: мамы, отца, сестер, братьев (деверей), также всей остальной родни, включая самую далекую. Дарами служили рубашки, платки, пояса, полотенца, отрезы тканей. Подарок укладывали на блюдо, юная подходила к одариваемому родственнику и низковато кланялась. Он был должен взять подарок и возвратить на блюдо отдарок: пряник, конфеты, средства. Не считая того, во время горнего стола «княгиня юная» должна была 1-ый раз именовать собственного свекра батюшкой, а свекровь — матушкой. Сейчас юные получали право участвовать в трапезе. Но их трапеза отличалась от общего угощения. Сначала, юным подавали определенный набор блюд: кашу, яичка, мед, масло, хлеб, пироги, молоко.

На мифологическом уровне это разъяснялось тем, что еда юных, еще пока совсем не утвердившихся в собственном новеньком статусе, должна отличаться от еды других гостей. Не считая того, юные должны были пить молоко из 1-го стакана, есть хлеб либо пирог от 1-го кусочка, воспользоваться одной миской и одной ложкой. Это было нужно для того, чтоб подтвердить единство юных, их неразрывную связь. В конце горнего стола совершался также ритуал деления каравая (см. Каравайный ритуал). Свадебный пир символизировал объединение 2-ух семейно—родовых групп.

Совместное сиденье за общим столом, употребление одной и той же пищи утверждали родство 2-ух семей и закрепляли их новые схожие связи. Княжий стол заканчивался праздничным уводом юных к месту, где устраивалась супружеская кровать, под пение присутствовавших:

Фетисушка произнесет: «Спать желаю».
Агафьюшка молвит: «И я с тобой».
Фетисушка произнесет: «Кровать тесновата».
Агафьюшка молвит: «Будет с нас».
Фетисушка произнесет: «Одеяло холодно».
Агафьюшка молвит: «Будет тепло».
Фетисушка произнесет: «Зголовья низки».
Агафьюшка молвит: «Будут высоки».

Не считая головного свадебного пира устраивались пиры на 2-ой и 3-ий денек женитьбы. Они проходили чуть по другому, а основным моментом на их было символическое знакомство родственников супруга с новым членом семьи и раздача даров.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>