Каравайный ритуал на Руси

Каравайный ритуалКаравайный ритуал — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира (см. Княжий стол). Каравай — круглый большой сдобный хлеб, увенчанный фигурами из теста, также искусственными цветами, который подавали во время свадебного застолья. Его выпекали намедни венчания и супружеской ночи либо за два-три денька ранее в доме жениха, пореже в доме жены, а в неких деревнях и у жениха, и у жены. Каравайный ритуал состоял из 2-ух шагов: 1-ый шаг был посвящен изготовлению каравая и именовался «каравай валять», 2-ой шаг представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить». Сущность каравайного ритуала была схожа на всей местности его бытования, хотя сами обрядовые деяния в различных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новейшей жизни и тем обеспечивала плодовитость юный супружеской пары.

Действующими лицами ритуала являлись посаженый отец и посаженая мама жениха, при условии, что они были «согласны в браке», также юные женщины-каравайницы, счастливые в домашней жизни, имевшие добротных, здоровых малышей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный нрав. Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с воззвания к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину женитьбу спечь каравай высочайший, радостный!» Деяния каравайниц отличались от ежедневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из 7 колодцев, муку — из 7 мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. Тесто укладывали для формовки в специальную огромную чашу с крестом, которую ставили на лавку, где лежало сено, прикрытое скатертью. Присутствовавшим в избе людям под ужасом наказания воспрещалось дотрагиваться до теста и чаши. Перед тем как поставить сформованное тесто в печь, посаженая мама обходила с ним избу, садилась на печь, вкупе с посаженым папой обходила трижды печной столб. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям пылающими свечками, и, до того как бросить каравай в печи, его трижды то задвигали в нее, то выдвигали. Поставив совсем, ударяли лопатой по матице — потолочной опоре.

На мифологическом уровне печь осмыслялась как женское чрево, материнское лоно; хлебная лопата, которой задвигали тесто в печь, — как мужское начало, а сам каравай — как плод, приобретенный в итоге их слияния. Декорации из теста, выпекавшиеся девицами раздельно от каравая, представляли собой фигуры, которые изображали солнце, звезды, месяц, цветочки, плоды, домашних питомцев, сначала скотин и лошадок, т. е. знаки, считавшиеся у российских олицетворением мира, добра, счастья, довольства, плодородия. Весь процесс производства каравая сопровождался исполнением особых каравайных песен, в каких рассказывалось об шагах его сотворения руками каравайниц:

Каравайный ритуал

 

Валю, валю сыр каравай
С правой руки на леву,
С левой руки на праву —
По золоту лоточку,
По золоту лоточку,
По серебряному блюдечку.
Каравай на лавку взлез,
Каравай по лавке пошел,
Каравай на полку сел,
Каравай на печку взлез,
Каравай с печки слез,
Каравай на лопату сел,
Каравай в печку глядит.
Каравай валяется,
Каравай шатается,
Пошел каравай по дубовым столам,
По скатертям браным,
Тогда зашел каравай к Анне Александровне.

В песнях каравайницы заклинали каравай вырасти огромным и пышноватым: Пекись, пекись, сыр каравай, Дерись, пекись, сыр каравай, Выше дуба дубова, Выше матицы еловой, Ширше печи каменной. После производства каравая в доме жениха его несли к жене «на показ». В этом случае, если хлеб изготавливался и у жены, происходил обмен караваями. В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату юных, где он находился всю супружескую ночь. С утра дружка, отправляясь будить юных, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка трижды подпрыгивал, ломал каравай напополам и начинал его разделять посреди собравшихся за столом родственников юных. Разламывание каравая символизировало нарушение девственности жены. Новобрачные получали свою долю каравая первыми. Обычно им выдавалась середина, которая, по народным представлениям, была связана с зарождением новейшей жизни, счастьем, богатством.

 

Каравайный ритуал

 

Оставшаяся часть каравая делилась поровну меж родственниками юного и родней молодухи. Это воспринималось как акт закрепления меж ними схожего союза, как признание их общей судьбы, общей толики. Декорации с каравая раздавали девицам, присутствовавшим на свадебном пиру в качестве зрителей. Каравайный ритуал был характерен для свадебного обряда в центральных и южных губерниях Европейской Рф, но изделия из теста, известные под различными наименованиями — курник, печенье, пряник, пирог, хлеб, — игрались важную роль в процессе свадебного обряда по всей Рф. Они могли служить знаком любви жениха к жене, выкупом, благопожеланием, подарком, предметом, средством которого передавалась волшебная сила.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>