Как происходит сватовство

Сватовство

Сватовство -переговоры сторон, заинтересованных в заключении брака. Переговоры о способности женитьбы были продолжительными, при всем этом инициатива сватовства всегда исходила от родителей парня, которые направляли сватов к родителям приглянувшейся девицы. Сватовство числилось делом принципиальным и ответственным, потому, до того как отважиться на него, собирался домашний совет с ролью крестных родителей и наиблежайшей родни. При выборе жены учитывалось мировоззрение самого парня, его родственников, но окончательное решение воспринимали предки. Вожделенной женой числилась женщина рослая, на физическом уровне мощная, трудолюбивая, умеющая отлично делать все домашние и хозяйственные работы, уважительная к старшим, умеренная, с чувством собственного плюсы. Мама, давая отпрыску совет при выборе жены, обычно гласила: «Нать, чтобы была и пряха, и ткея, и жнея, и в дому обиходна, и к людям уцлива, и для тебя виновата, и мне починна». В особенности ценились девицы «неплохого корня», т. е. из семей с положительной репутацией: «Выбирай корову по рогам, а супругу по родам», «Не бери дороду, а бери породу».

Принадлежность к семье, почетаемой в протяжении нескольких поколений, позволяла рассчитывать на то, что в дом приходит достойная невестка-продолжательница «рода-племени». В древней свадебной песне о выборе жены говорилось:

Сватовство

Ездил в город Олексий-от молод князь,
Ездил в новый, повыездил,
Ездил в новый, повыездил.
Бардовых девок повысмотрел,
Бардовых девок повысмотрел,
Сужену Марью повыприглядывал,
Сужену Марью повыприглядывал,
Разума-обычая, разума-обычая
повыведывал, повыведывал,
Сам он гласит — только выславился,
У хороших отцей, у хороших отцей
Сыновья были добры, сыновья были добры,
У добротных матерей, у добротных матерей
Дочери неплохи, дочери неплохи.
Сын-то Олексий, сын-то Олексий
Потапьевич, Потапьевич,
Дочерь-то Марья, дочерь-то Марья
Александровна, Александровна.

Сватовство

Достояние семьи не было решающим фактором при выборе жены. Будущее благополучие, по воззрению фермеров, зависело от самих юных людей: «Не то достояние, куда идешь, а что сам наживешь»; Выбор сватов числился ответственным делом: «Выбирай не жену, а сваху», — гласили российские люди. От умения сватов вести разговор, расположить к для себя родственников девицы, отлично представить семью парня зависел финал дела: предки девицы могли принять либо не принять предложение. Обычно, сватами становились крестные предки парня либо кто-либо из его родственников. В неких случаях, если предки парня сомневались в положительном финале сватовства, в сваты приглашался почетаемый человек, пользовавшийся доверием односельчан. Предпочтение отдавалось также тем, кто отличался сладкоречием, умением устраивать супружеские дела, способностью, по меткому выражению фермеров, «играть, и танцевать, и сшить из малой торбочки большой мешок». В огромных ремесленных слободах, торговых селах, городках прибегали и к услугам проф свах.

Сватовство

Но этот обычай получил распространение достаточно поздно и сначало исключительно в городках. Еще посреди XIX в. такое сватовство даже в городках числилось «ненастоящим», и после согласия родителей на сватовство засылались «истинные» сваты. Сватовство проводилось в определенные деньки недели, которые назывались «легкими»: в воскресенье, вторник, четверг либо субботу, — обычно в вечернее либо даже ночное время, и сопровождалось различного рода волшебными действиями, которые должны были обеспечить благополучный финал дела. Сват, не соблюдавший этих правил, мог, по воззрению фермеров, погубить даже самое надежное сватовство. Так, к примеру, в Псковской губернии мама парня ударяла выходивших за дверь сватов трижды поясом, приговаривая: «Не я бью, фортуна лупит»; сестра кидала сватам под ноги шубу. «Кинуть шубу — означает произвести много шуму, т. е. женитьбу сыграть», — разъясняли псковичи. В российских селах Казанской губернии сваха, приехав в дом девицы, находила ступу и три раза оборачивала ее вокруг себя,— сватовство в данном случае будет удачным: даму три раза обведут вокруг аналоя, как это положено при венчании. В Пермской губернии сваха, войдя в дом девицы, ударяла пяткой о порог, приговаривая: «Колотим о порог, чтоб не гласили с нами поперек». В доме жены сваты вели себя потому что добивался деревенский обычай: переступив порог, снимали шапки, крестились на иконы, кланялись обладателям, не заходили далее матицы — потолочной балки, не проходили к столу без приглашения, не садились на лавку, идущую повдоль половиц. Разговор меж сватами и родителями девицы строился по схеме, утвержденной местной традицией.

 

Сватовство

 

Сват произносил отлично знакомые всем присутствовавшим формулы: «У вас продукт, у нас негоциант»; «У вас курочка, у нас петух, нельзя ли их загнать в один хлевушок?»; «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красноватая девушка»; «У вас ком теста и у нас ком теста, нельзя ли их свалять в одно место?»; «Нет ли у вас поросят продажных? — Нету! — А девок? — Есть одна, да про себя!» Время от времени сваты прямо гласили о цели собственного прихода: «Слухайте, хозяева дорогие, в нас е негоциант, в вас красна девушка. Много про нее мы понаслыхали, с лику пригоженька, сама умнешенька, пряде лавошенько, беля белешенька, моя цистешенько. Ранешней пораниться желаем с вашим домом». Либо прямо докладывали, что пришли «не пол топтать, не язык чесать, пришли дело делать — жену находить».

Предки девицы благодарили сватов за оказанное их семье почтение, приглашали пройти в фронтальный угол — парадную часть избы — либо в светлицу, ставили на стол угощение. Отлично принять сватов числилось делом чести даже в этом случае, если жених казался родителям жены неподходящим. Российские фермеры гласили: «Худенький жених отличному дорогу укажет». Отказ сватам давался всегда в пикантной форме: «У нас продукт непродажный, не поспел», «Еще молода, нужно подождать». Если сватовство было вожделенным, а юноша известен семье, то предки девицы сразу давали согласие на последующие переговоры о свадьбе. В случае если сватался юноша из далекой деревни, малознакомый, сватов просили дать время на размышления, говоря: «Дочку замуж выдать — не пирог выпечь», «Не один денек рос-тили, чтоб враз дать».Принятое сватовство еще не означало окончательного согласия на женитьбу. Оно было только поводом к дискуссии приобретенного предложения. После сватовства устраивались погляды, смотрины.

В цикл обрядов сватовства входили также переговоры о приданом, о величине кладки (валютной суммы, которую давали предки жениха на свадебные расходы), о расходах на свадебный пир, количестве гостей с той и другой стороны, о дарах, которыми обменивались родственники в процессе свадебного обряда. В торговых либо ремесленных селах, где население отличалось зажиточностью, составлялись даже юридически заверенные супружеские договоры, в их оговаривались все, даже самые маленькие детали проведения женитьбы и будущей жизни юный семьи. Окончив все переговоры, семьи назначали время сговора, т. е. денек, когда принималось окончательное решение относительно свадебного торжества.

Related posts:

Leave a Reply

You can use these HTML tags

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>